добавлен к сравнению
Всего в списке 0 товаров

Весенний техосмотр: подготовка велосипеда к сезону

Весенний техосмотр: подготовка велосипеда к сезону

В преддверии каждого нового сезона велосипед должен проходить тщательный технический осмотр. Стандартный весенний техосмотр включает проверку, настройку и смазывание определенных технических узлов и элементов. Имея базовые представления об устройстве велосипеда, провести правильную подготовку байка к сезону своими силами не составит труда. Для этого вам понадобится минимальный перечень велоинструментов и набор расходных материалов (густая и жидкая смазки, растворитель и пр.).

техобслуживание.jpg


Базовый техосмотр байка, расконсервированного после зимы, включает проверку следующих компонентов:

  • натяжение спиц;
  • корректность работы тормозов;
  • работа переключателей скоростей и состояние тросиков;
  • степень износа цепи;
  • состояние рулевой колонки;
  • обследование рамы и вилки на наличие трещин и других механических повреждений.

 
Помимо проверки состояния технических компонентов велосипеда, подготовка байка к сезону предполагает обновление смазки определенных узлов. На этих и других технических моментах остановимся более детально.

Проверка натяжения спиц

Колеса являются наиболее нагруженным техническим элементом байка, следовательно, подвергаются более быстрому износу и нуждаются в тщательном контроле. Растяжение спиц – типичная проблема многих велосипедов, которая может привести к заметному ухудшению качества наката, а в некоторых случаях и к деформациям втулочной оси.

Натяжение проверяется вручную. На переднем колесе, попарно сжимая пальцами спицы, следите за тем, чтобы они были натянуты достаточно равномерно с каждой стороны, а амплитуда их прогибания при этом не превышала 5 мм.

С проверкой натяжения на заднем колесе дела обстоят иначе. Со стороны кассеты и переключателя спицы должны быть натянуты несколько сильней, нежели на противоположенной.
Важно помнить! Осуществляя подтяжку спиц с одной стороны, не забывайте ослаблять их с противоположной. В противном случае, это приведет к образованию деформаций обода, т.н. восьмерки или яйца.


Проверка педалей и состояния каретки

Проверка состояния педалей велосипеда и, при необходимости, их подтяжка – важная составляющая техосмотра, которая позволит избежать потенциальных неприятностей с началом катания. Необходимо проверить насколько педаль надежно крепится к шатуну, а шатун в свою очередь к оси каретки.

Для контроля натяжения педалей вам понадобится ключ на 15. Помните, что у одной педали прямая резьба, а у другой обратная. Поэтому затягиваются они оба в одном направлении – к рулю. Для подтяжки шатунов к оси каретки вам понадобится торцевой ключ на 15 или шестигранник на 8, в зависимости от технической модификации велосипеда.

Чтобы проверить велосипедную каретку на наличие признаков износа (люфта), нужно взяться за оба шатуна руками и пошевелить их влево-вправо. Присутствие даже минимального люфта будет хорошо чувствоваться. При наличии подобных признаков лучше не затягивать со сменой каретки.


Проверка состояния тормозов

Тормоза велосипеда – важный технический узел велосипеда, во многом определяющий безопасность движения и позволяющий избегать аварийных ситуаций. Именно поэтому тщательный контроль и обслуживание тормозной системы – это одна из приоритетных задач в процессе техосмотра.

Дисковые тормоза гидравлического типа. Слишком долгое торможение или «холостое» проваливание ручки – признаки некорректной работы системы. Причина проблем может скрываться в одном из узлов, которые следует проверить.

  1. Переборка калипера – механизма, сжимающего тормозной ротор – проверка состояния его поршней и их замена в случае необходимости. Нередко причиной некорректной работы этого узла является накапливание грязи и пыли в поршнях.
  2. Визуальный осмотр колодок на наличие их износа.
  3. Проверка гидролинии на предмет разгерметизации или завоздушивания.

Ободные тормоза типа V-брейк. Ввиду простоты конструкции, провести техосмотр таких тормозов намного проще. Необходимо оценить на глаз степень износа колодок, а также состояние ручек.


Обслуживание тросиков переключения скоростей

Техобслуживание тросиков заключается в их периодической чистке, смазке и контроле степени износа. Обеспечив их мягкое скольжение внутри защитной «рубашки», вы не только продлите эксплуатационных ресурс тросиков, но и добьетесь более точного переключения скоростей.

держатель тросиков.jpg


Чтобы вытащить рубашку из пазов-держателей на раме велосипеда необходимо:
  1. Скинуть цепь спереди на самую маленькую звезду, сзади – на самую большую.
  2. Без прокручивания педалей расслабляем тросики переключателями скоростей.
  3. Ослабив натяжение, легко извлекаем рубашку из пазов на раме велосипеда.
Часть троса, скрытую под рубашкой, изучаем на наличие признаков износа, при необходимости чистим и смазываем жидкой тефлоновой смазкой.


Состояние рулевой колонки

Подготавливая велосипед к новому сезону, не забудьте проверить люфт рулевой колонки. Его появление – это типичная проблема после межсезонного хранения. Для этого зажмите передний тормоз и подергайте руль на себя – от себя. Если труба вилки твердо сидит в рулевом стакане – с велосипедом все в полном порядке. При наличии люфта, необходимо затянуть шестигранником болт крышки якоря, после чего проверить степень натяжения болтов выноса руля. Характерный скрип стакана руля, а также сложности с поворотом колеса – типичные проблемы, сигнализирующие о необходимости замены компонентов рулевой колонки.


Степень износа цепи

Проводя техосмотр в преддверии нового велосипедного сезона, важно проверить пригодность цепи велосипеда. Ее износ проявляется в растачивании звеньев, вследствие чего она вытягивается и плохо ложится на зубья передних звезд и задней кассеты. В среднем ресурс цепи составляет 1500-2000 км пробега. Но здесь многое зависит от интенсивности эксплуатации велосипеда, характера езды, правильности переключения скоростей.

проверка износа цепи.jpg

Использование велосипедистом изношенной цепи чревато рядом проблем. Во-первых, существенно портится качество наката и эффективность педалирования. Растянутая цепь ухудшает работу трансмиссии: страдает точность переключения скоростей, также возможен ее срыв или ее прокручивание. Но главная проблема заключается даже не в этом. Растянутая цепь, отработавшая свой ресурс, начинает стремительно портить более дорогие и важные компоненты трансмиссии – передние звезды и заднюю кассету. Не проконтролировав своевременную замену комплектующей, новая цепь уже не сможет корректно работать на расточенных посадочных местах «съеденных» звезд.

Чтобы без лишних сложностей следить за степенью износа цепи, рекомендуют обзавестись специальным калибром – это небольшой металлический ключ, который вставляют между звеньями цепи. Как только растяжение цепи превышает допустимую норму, калибр начинает проваливаться между звеньями.

За неимением такого простого и функционального девайса контролировать состояние цепи можно при помощи обычной рулетки или линейки. Для этого нужно измерить длину 24 звеньев, взяв за отправную точку центр первой оси. Снимать цепь – не обязательно, но чтобы избежать погрешностей важно производить замер на ее верхней половине и следить за тем, чтобы она не была сильно перетянутой.


Сравните полученные результаты со следующими значениями:
  • 304,8 мм – длина новой цепи;
  • 304,8-306,5 мм – растяжение в пределах допустимой нормы;
  • 306,5-308 мм – цепь отработала свой ресурс, отсрочка ее оперативной замены в ближайшее время вызовет истирание передних и задних звезд;
  • 308 мм и более – цепь критически изношена, скорее всего, в негодность приведена и система звезд.
Сменой одной цепи этом случае уже не добиться нормальной работы трансмиссии.


Определяем износ звезд

Эксплуатационный ресурс велосипедной кассеты и передних звезд составляет порядка 10-15 тыс. км пробега. Как и в случае с цепью, этот показатель во многом зависит от качества самих комплектующих, предпочитаемых стилей катания и корректности переключения скоростей. Определить степень износа можно по визуальным признакам. Отслужившую свой ресурс звезду отличает форма зубьев: они становятся более пологими и сточенными (визуальные отличия новой и отработавшей звезды отчетливо видны на фото).

сравнение звезд.jpg


Сильно изношенные элементы трансмиссии ухудшают четкость переключения скоростей. При активном педалировании цепь может начинать проскакивать или спадать со звезд, что в свою очередь делает поездки на таком велосипеде не просто некомфортными, но и довольно небезопасными. 


Как правильно смазывать цепь?

смазка цепи.jpg

Чистка и смазывание цепи являются систематическими процедурами, которые выполняются по мере ее загрязнения. Чтобы провести эту манипуляцию максимально тщательно и сэкономить время, лучше придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Смазывайте цепь, расположив ее на средних звездах. Такая конфигурация позволит увеличить натяжение, благодаря чему будет легче вычистить забившуюся в звенья грязь и пыль. Также в растянутом состоянии смазка проникает намного глубже.
  2. Цепь предварительно очищают с использование тряпки и щетки. При наличии сильных загрязнений используют специальные растворители. Мойку цепи водой желательно исключать.
  3. Для смазки применяют жидкие проникающие составы (например, тефлоновую смазку). От аэрозолей и густых смазок рекомендуют отказаться. Тщательно обработав все участки цепи, прокрутите педали против часовой стрелки на одной звезде без перебрасывания скоростей.
  4. На финальном этапе вытрите излишки масла чистой сухой тряпкой. Не переживайте, необходимое количество состава проникло вовнутрь, а вот избытки смазки на внешней поверхности цепи будут способствовать налипанию грязи


Смазывание дополнительных компонентов

Подготавливая велосипед к новому сезону, важно обновить смазку на следующих технических компонентах:
  • тросиках торможения и переключения скоростей;
  • вилке;
  • подшипниках колес;
  • заднем и переднем переключателе.

смазывание велосипеда.jpg

Выполнив все вышеизложенные рекомендации, дебютный выезд в новом сезоне не будет омрачен поломками и другими форс-мажорными ситуациями.




7 (495) 646-83-30