добавлен к сравнению
Всего в списке 0 товаров

Товар добавлен в корзину
Итого: 0 руб.
Оформить заказ

Фонари для велосипеда. Гайд по выбору продвинутого велосипедного света

Фонари для велосипеда. Гайд по выбору продвинутого велосипедного света

Тема велосипедного света — в первую очередь мы будем говорить о фарах — не такая простая, как может показаться изначально. Конструкция фонарей многих вводит в заблуждение своей мнимой простотой. Действительно, основных компонентов здесь не так уж и много: диоды, относительно несложная схема, рефлектор и аккумулятор. На первый взгляд, кажется, чтобы разобраться во всем этом, хватит беглого поиска в интернете. Но после покупки первой фары (особенно дешевой), всплывает множество нюансов.

Выясняется, что фонарь светит слабо или, наоборот, бьет далеко вперед, плохо освещая в ближней зоне. Ярко выраженный синий спектр «съедает» контрастность и неровности дороги, из-за чего езда в темноте становится некомфортной, а на большой скорости — небезопасной. Аккумулятор быстро садится или же сам фонарь сильно перегревается. И таких неочевидных моментов может быть еще очень много.

Выбор велосипедного света усложняет и то, что прогресс в области светодиодной техники развивается семимильными шагами: самые продвинутые диоды уже через два-три года могут стать безнадежно устаревшим. Отдельно отметим и то, что Китай, умеющий держать руку на пульсе актуальных технологий, нередко предлагает продукцию, которая по крайней мере по светотехническим характеристикам уходит в большой отрыв от фар именитых брендов при несопоставимо меньшей цене.

Ну и наконец, сумятицу вносят и сами велосипедисты, ведущие нескончаемую войну мнений о той или иной светодиодной технологии, типах рефлекторов и преимуществах именитых брендов над китайским ноунеймом. Все это сильно запутывает тех, кто не очень хорошо разбирается в тонкостях велосипедного света, и просто хочет купить качественный фонарь, желательно за адекватные деньги. Наша задача — разложить все по полочкам в этом весьма запутанном вопросе.

Что такое велосипедный свет

Чтобы внести ясность и наметить структуру нашего разговора, давайте разберемся, что включает в себя понятие велосипедный свет и какими устройствами необходимо укомплектовывать свой байк.

Габаритное освещение. 

Фонари для велосипеда. Гайд по выбору продвинутого велосипедного светаРечь идет об источниках, усиливающих заметность велосипедиста на дороге. В первую очередь, это задний фонарь (стоп-сигнал). К габаритным огням также относят небольшие маячки: белые — спереди, красные — сзади.

Всевозможные светящиеся колпачки на ниппели и другую иллюминацию тоже можно отнести к габаритному освещению. А вот катафоты и прочие светоотражающие элементы (ленты, наклейки и пр.) формально не входят в это понятие, хотя по большому счету и выполняют те же задачи.

Передний свет. 

Речь идет о фарах и фонарях. Их основное назначение очевидно: освещать дорогу перед велосипедом в темное время суток. При этом днем они могут выполнять функции ходовых огней, что тоже очень важно с точки зрения безопасности движения в автомобильном потоке. Наш дальнейший разговор будет посвящен главным образом переднему свету и всем его тонкостям.

Фара или съемный фонарь. Что лучше?

В качестве источников переднего света используют стационарные фары или съемные фонари. Как правило, они комплектуются одними и теми же диодами, но из-за своих конструктивных особенностей и форм-фактора существенно отличаются в вопросах эксплуатации.

Стационарные фары

Обычно такие источники света не рассчитаны на быстрый съем и установку. Благодаря небольшим габаритам они не загромождают руль и в целом выглядят минималистично и аккуратно.

Фонари для велосипеда. Гайд по выбору продвинутого велосипедного света

Сверхкомпактные размеры современных фар достигаются главным образом за счет выноса элементов питания. Блок с  аккумуляторами крепят отдельно на раму, реже — на рулевой вынос. Это очень удобно, поскольку вероятность зацепить и повредить громоздкий элемент на руле заметно ниже. 

Есть модели фар со встроенными аккумуляторами, но в этом случае говорить о сверхкомпактных габаритах уже не приходится. Также делают быстросъемные варианты фар, которые при необходимости легко отщелкиваются от базы. Но каким бы продвинутым не было такое крепление, в вопросах надежности оно всегда будет проигрывать хомутам.

С жестко зафиксированной фарой можно не переживать, что она выпадет из крепления на дребезжащем спуске или когда переднее колесо поймает в выбоину. Поэтому их обычно используют для кросс-кантри, даунхилла и других видов агрессивного катания. Еще одно неочевидное преимущество стационарных фонарей — возможность закрепить их на рулевом стакане или же вовсе на «штанах» вилки, обеспечив таким образом низкую посадку света и лучший обзор дорожного покрытия.

Съемные фонари

По сути, речь идет об обычных ручных фонариках, которые дополняются специальным креплением на руль. Большая часть таких устройств комплектуется  тем же диодами, что и стационарные фары. Как правило, речь идет о диодах Cree серии XP-E2, XP-G2 или XM-L2, так что по части качества самого света особой разницы нет.

Съемные фонари удобны тем, что не загромождают руль в дневное время. Они не предполагают выносного блока и лишних проводов. Их легко снять и также быстро установить. Но в угоду быстросъемности, как правило, жертвуется надежность монтажа. Хотя, если вы не приверженец экстремального ночного катания по лесным тропам и спускам, переживать по этому поводу вряд ли стоит.

Большинство съемных фонарей питается от литиевых аккумуляторов стандарта 18650. Отсек, как правило, рассчитан на одну батарею. Для долгих ночных заездов это не очень удобно, поскольку приходится брать с собой несколько аккумуляторов и менять их по мере необходимости. Упомянутый выше внешний батарейный отсек явно выигрывает в этом вопросе. Но у быстросъемного света есть одно важное преимущество: вы всегда имеете под рукой обычный фонарик, который окажется незаменимым при осмотре или починке велосипеда в темное время суток.

Определяемся с яркостью

Фонари для велосипеда. Гайд по выбору продвинутого велосипедного света

Диоды последних поколений открыли совершенно новые возможности для производителей велосипедных фар. Сегодня даже относительно дешевый китайский ноунейм способен выдавать мощный луч света на 25-30 и более метров. Забегая вперед, отметим, что яркость — далеко не единственный фактор, обеспечивающий комфортную езду в ночное время. Тем не менее, от этого параметра принято отталкиваться в первую очередь.

Световой поток измеряется в люменах. Эту величину обязательно указывают на коробке или выносят в название модели. Ориентируясь на этот параметр, все разнообразие велосипедного света можно условно разделить на следующие категории.

✓ Начальный уровень — до 600 люменов.

Если не вдаваться в детали и провести аналогию, 400 люменов эквивалентны приблизительно мощности обычной настольной лампы. С такой яркостью вы не пропадете в темное время суток — будете обозревать в ближнем свете все бордюры, ямы и ухабы — но это не про быструю и безопасную езду ночью. Как фонарь «на всякий случай» — вполне подходящий вариант.

✓ Средний уровень — 600-1000 люменов.

Большинство современных фонарей как раз из этого диапазона. Такой яркости уже достаточно, чтобы получить мощный столб света, который будет освещать дорогу на 30-40 м вперед. Хорошая яркость по умолчанию решает проблему дальнего обзора, но ближний свет тоже очень важен, поэтому в фонаре должны быть соответствующие режимы или регулируемая линза. Отдельно отметим, что свет яркостью от 600-700 люменов уже накладывает на велосипедиста определенную ответственность при езде в городе: фонарь следует отрегулировать так, чтобы не слепить автомобилистов и пешеходов.

✓ PRO — 1200 люменов и выше.

Это профессиональный свет, ориентированный преимущественно на кросс-кантрийные и горные велосипеды. Его стихия — ночные/вечерние поездки по ухабистым лесным трейлам и другому бездорожью. Практика показывает, что в условиях города такая мощность является избыточной. Тем не менее, никто не мешает использовать этот свет для любых целей — у вас всегда будет такой запас яркости, который пожелаете. Все фонари этой категории имеют несколько режимов. Можно включать ближний свет с обширной боковой засветкой или выбирать мощные режимы, которые бьют вдаль на десятки метров.

Базовый свет + нашлемный фонарь

Продвинутые велосипедисты используют небольшие, но мощные фонарики 600-1000 люменов в качестве дополнения к основной фаре. Их крепят на шлеме (кустарными способами или при помощи специальных креплений) и таким образом решают проблему комбинации дальнего и ближнего света. Зону перед колесами освещает фара в режиме ближнего света, давая большое пятно с хорошей периферийной засветкой. Источник на шлеме работает в режиме дальнего света: бьет узким пучком далеко вперед, куда его направляют минимальным движением головы.

Ресурс работы аккумуляторов

На максимальной яркости аккумулятор садится быстрее. Поэтому время автономной работы фонаря нужно оценивать исходя из его использования в самом сильном режиме. В среднемощных моделях 700-1000 люменов одного стандартного аккумулятора (18650) хватает где-то на час интенсивного свечения. Если использовать фару в менее ярких режимах, продолжительность работы батареи соответственно увеличится.

Таким образом, больше независимости дают, конечно, фары со сменными аккумуляторами: с ними велосипедист сам решает, сколько батарей брать с собой на выезд, чтобы гарантировать комфортное катание. Со встроенным источником питания он всецело зависит от его базовой емкости. Но не всегда. Существуют модели фонарей, которые наравне со штатным аккумулятором предусматривают возможность подключения внешнего источника питания.

Выбираем комфортную температуру свечения

Яркость, безусловно, важный параметр. Эта характеристика позволяет сразу оценить общий уровень велосипедного оснащения, но сама по себе еще мало что говорит о фактическом качестве света. Важную роль в этом вопросе играет температура свечения. У диодов она сильно варьируется: от теплого желтого до холодного белого, уходящего в выраженный синий спектр. Отдельно отметим, что благодаря развитию и удешевлению технологий, некачественные «синюшные» светодиоды почти полностью отошли в прошлое.

Фонари для велосипеда. Гайд по выбору продвинутого велосипедного света

Смещение в сторону холодных цветов дает высокую яркость, которая, тем не менее, оказывается некомфортной даже при неспешном передвижении в ночное время. Такой свет слишком резкий, но что более существенно, он плохо подчеркивает рельеф и другие особенности дорожного покрытия. Кто имел опыт катания в ночное время, понимает, насколько это важно. Именно поэтому в качестве основной фары рекомендуют использовать температуру свечения от умеренно белого до слегка желтоватого. Золотая середина — нейтральный белый, с температурой 5000-6000К.

Определяемся с типом рефлектора

Следующий важный момент при выборе подходящего фонаря — тип рефлектора (отражателя). Из-за своих конструктивных особенностей диоды не могут светить во все стороны, как обычная лампочка. Их поток света уходит вперед ярким узким столбом, на конце которого формируется пятно. От того какой будет граница этого пятна — с плавным переходом в темноту или резким — во многом зависит комфорт передвижения в ночное время.

Фонари для велосипеда. Гайд по выбору продвинутого велосипедного света 

Функцию рассеивания выполняет рефлектор. В некоторых моделях фар на особенности формирования светового пятна также влияет линза. Основной интерес для нас представляют именно рефлекторы, поскольку их роль ощутимо выше, и ими комплектуется каждый фонарь или фара, а линзу ставят далеко не везде.

Сами рефлекторы бывают двух типов: SMO и OP. Первый тип — это гладкие отражатели (smooth). Они фокусируют пучок света в центре и дают мощный белый столб с четко очерченным пятном, почти без перехода в зону боковой засветки.

Рефлектор OP имеет отражающую поверхность с фактурой, напоминающую апельсиновую корку. Из-за такого «мятого» рельефа световое пятно получается с менее яркой серединой, зато его размер больше и оно имеет сглаженный переход в темноту. Перемещаться в ночное время с такой мягкой боковой засветкой ощутимо комфортнее, а если речь идет, например, о трейлах, то однозначно и безопаснее. Главный же недостаток OP-рефлекторов заключается в том, что они делают фонари менее «дальнобойными».

Таким образом, придется выбирать: хотите вы ехать в световом туннеле, но с мощным дальним светом (SMO-рефлектор), или видеть перед собой большое световое пятно с просматриваемой периферией, но в ближнем обзоре. Конечно, если вы и впрямь настроены вкручивать по тропам в ночном лесу, то лучше использовать сразу два источника света. Например, в той связке, которая была описана выше: на шлем — мощный фонарь с SMO-рефлектором, на байк — фару с хорошей боковой засветкой.