добавлен к сравнению
Всего в списке 0 товаров

Товар добавлен в корзину
Итого: 0 руб.
Оформить заказ

Подготовка велосипеда к сезону. Технический осмотр без обращения в мастерскую

Подготовка велосипеда к сезону. Технический осмотр без обращения в мастерскую

После зимнего простоя каждый велосипед нуждается в плановом осмотре и при необходимости – техническом обслуживании. Это нужно делать для своевременного обнаружения проблем, так и просто, чтобы велосипед давал хороший накат. В этом материале мы опишем алгоритм планового технического осмотра, который поможет с комфортом и без проблем отъездить весь сезон.

Проверяем колеса

Технический осмотр традиционно начинают с диагностики колес.

1) Проводят визуальный осмотр и оценивают степень износа покрышек. Если на заднем колесе протектор стерся сильнее – это нормально. Не лишним будет также внимательно осмотреть резину на предмет трещин, порезов и грыж.

2) Камеры накачивают выше среднего и проверяют, как они перенесли зиму.

3) При использовании бескамерок перед началом сезона в колеса заливают свежую порцию герметика. Чистку покрышки от старого герметика производят по желанию.

Подготовка велосипеда к сезону. Технический осмотр без обращения в мастерскую

Определяем, в каком состоянии втулки

Первый способ. Переворачиваем велосипед и, удерживая раму, шатаем колесо вправо-влево. Если есть люфт – это неправильно. В этом случае колесо снимают и пробуют слегка затянуть конуса на оси.

Второй способ. Даже если колеса не люфтят, не лишним будет снять их с велосипеда и вручную покрутить оси. Они должны вращаться мягко, без рывков и посторонних звуков. Если вы слышите характерное похрустывание, скорее всего, пришло время заменить густую смазку и заодно посмотреть состояние подшипников.

Проверяем натяжение спиц

В профессиональных веломастерских для этих целей используют специальный инструмент, но, если вы не готовите свой велосипед к гонкам или не спицуете колесо с нуля, реальной необходимости в нем нет. В большинстве случаев достаточно обычной проверки «на ощупь». Спицы попарно сжимают пальцами, оценивая равномерность их натяжения по всему колесу.

Подготовка велосипеда к сезону. Технический осмотр без обращения в мастерскую


Проводим диагностику тормозов

Важность этой велосипедной системы не нуждается в комментариях. Тормоза должны работать точно и безотказно, поэтому во время ТО им уделяют особое внимание.

Проверяем состояние гидролинии

Гидравлические системы более требовательны к качеству обслуживания. Их диагностику начинают с внимательного осмотра тормозных ручек и обоих калиперов на предмет подтеков. Если таковые имеются – это тревожный сигнал, с большой долей вероятности свидетельствующий о неисправности тормозов.

Далее проверяем корректность работы гидролинии и наличие воздуха в системе. Самый простой способ это сделать не выезжая на улицу – поставить велосипед вертикально на заднее колесо и интенсивно понажимать на ручки – 10-15 раз. Рычаги не должны менять глубины просадки и доставать до грипсов. Если такое происходит, это повод заново прокачать тормоза, т.е. заменить жидкость в гидролинии. В целом, вне зависимости от качества модуляции, такую процедуру рекомендовано проводить раз в год.

Оцениваем износ колодок

Все зависимости от того, какой тормозной системой оснащен велосипед, проверка износа колодок и при необходимости их замена – обязательная составляющая сезонной диагностики.

С вибрейками, шоссейными клещами или кантилеверными тормозами все относительно просто – износ колодок здесь оценивают на глаз. На каждой колодке есть углубления. Помимо прочего они служат хорошим индикатором износа. Если бороздок почти не осталось – время менять комплектующие.

Подготовка велосипеда к сезону. Технический осмотр без обращения в мастерскую

С дисковыми тормозами все на порядок сложнее. Здесь колодки скрыты внутри калипера, и чтобы оценить их износ нужно заглянуть вовнутрь. Но для начала давайте разберемся, что собой представляют колодки дисковых тормозов. Это две пластины, состоящие из основы и накладки (абразивной или полимерной). Для разжимания таких элементов используется специальная пружинящая скоба.

Подготовка велосипеда к сезону. Технический осмотр без обращения в мастерскую

Колодки являются расходником. Когда толщина накладки стирается более чем на 2/3 –  значит пришло время их плановой замены. Если этого не сделать, тормоза сначала потеряют модуляцию, а затем начнут портить ротор, что в дальнейшем повлечет более дорогостоящий ремонт.

Таким образом, за износом колодок нужно внимательно следить. На большинстве тормозных систем это можно сделать без разборки калипера: достаточно снять колесо и через щель оценить степень износа накладки с тормозным абразивом.

Рассматривая колодки через небольшую щель калипера, как правило, возникает необходимость выжать тормоз. В этом случае пластины прижимаются друг к другу и лучше виден их износ. Но здесь важно знать об одной особенности. С механическими дисковыми тормозами (на тросиках) это можно делать без проблем, в то время как на гидравлике холостое нажатие приводит к залипанию колодок. Они смыкаются и остаются в таком состоянии, чтобы их развести нужно предпринимать сложные манипуляции, которые без надлежащего опыта могут привести к повреждению как самих колодок, так и калипера.

Подготовка велосипеда к сезону. Технический осмотр без обращения в мастерскую

Износ ротора и ободов

При осмотре тормозной системы не лишним будет проверить состояние роторов или износ ободов (в случае с вибрейками). Здесь все просто. Если мы говорим о дисковых тормозах, то можно действовать двумя способами. Первый – измерить толщину тормозного диска штангенциркулем, чтобы она была не менее 1,5 мм. Второй способ – проверить наличие бороздки, которую протерли колодки на рабочей поверхности ротора. Для этого достаточно поскрести диск ногтем на предмет характерной «ступеньки».

Если ротор изношен тормоза будут терять в модуляции. При этом, когда вы решите заменить колодки, их износ произойдет значительно быстрее из-за нарушенной плоскости диска. В особо запущенных случаях имеет смысл сразу менять весь комплект: колодки + ротор. Отдельно следует обратить внимание на совместимость дисков с типом колодок. В первую очередь это касается роторов, рассчитанных только на использование органических колодок (на таких дисках присутствует маркировка Resin pad only). Установка керамических или металлических абразивов в этом случае приведет к быстрому износу диска.

Все вышесказанное в равной степени актуально для тормозов типа V-brake и их аналогов. Здесь на предмет износа проверяют обод колеса. Оценить глубину протертой бороздки легко даже на глаз. На некоторых ободах по всей боковине обода имеется специальная канавка, которая помимо прочего служит индикатором износа. Иногда эти функции выполняет точечное углубление в зоне притирания колодок.

Подготовка велосипеда к сезону. Технический осмотр без обращения в мастерскую

Проверяем эксцентрики

Эксцентрики — это зажимы, фиксирующие ось колеса в посадочных дропаутах. Их натяжение нужно периодически проверять, даже если вы не снимали колеса с велосипеда. Эксцентрики должны быть полностью посажены в дропауты и затянуты с правильным усилием: не слишком слабо, но и не слишком сильно, чтобы не гасить накат втулки. У многих начинающих велосипедистов возникают проблемы с тем, чтобы уловить этот баланс. Здесь есть один лайфхак: оптимальный затяг эксцентриков – это когда их можно без проблем отщелкнуть двумя пальцами.

Оцениваем состояние каретки и рамы

Велосипедная каретка – это подшипниковый узел, соединяющий шатуны и передние звезды с рамой. Она отвечает за передачу крутящего момента и во многом определяет ходовые качества велосипеда. При этом, как и любой подшипниковый узел, каретка подлежит износу и нуждается в периодическом осмотре и при необходимости – замене. Сам узел полностью скрыть в кареточном стакане рамы, но оценить его состояние можно по косвенным признакам.

Подготовка велосипеда к сезону. Технический осмотр без обращения в мастерскую

Для начала необходимо снять цепь и крутануть шатуны. Они должны вращаться без рывков, хруста и других неестественных звуков. Но это еще не все. Переверните велосипед, и, взявшись за оба шатуна, с усилием пошатайте их влево-вправо. Ось каретки не должна люфтить! Если присутствует даже небольшой люфт, это значит, что самое время начать думать о замене каретки. Отдельно отметим, что на дешевых велосипедах эта деталь сыпется намного быстрее.

На данном этапе диагностики уместно обследовать раму на предмет трещин. В первую очередь внимание уделяют сварным швам.

Проверяем рулевую и все болтовые соединения

Для поверхностной диагностики состояния рулевой будет достаточно простой манипуляции: зажимаем передний тормоз и интенсивно пошатываем велосипед вперед-назад. В рулевом стакане не должно быть никаких посторонних звуков и люфтов. Иногда, после выжимания тормоза, возникает одиночный стук. Как правило, в этом случае даже на слух понятно, что он не имеет никакого отношения к рулевой – это тормозная колодка ходит в калипере. Если люфтит именно в рулевой стакан, следует подтянуть болт якоря.

Подготовка велосипеда к сезону. Технический осмотр без обращения в мастерскую

Раз уж дело дошло до болтов, не поленитесь взять набор шестигранников и проверить все болтовые соединения: на выносе руля, тормозах, ручках, переключателях и т.д. Другими словами, подтягиваем все шестигранные болты кроме винтов, регулирующих работу трансмиссии – они расположены на передней и задней перекидках. На велосипедах с дисковыми или ободными механическими тормозами особое внимание уделяют проверке болтов крепления тросика.

Измеряем растяжение цепи

Самым быстроизнашиваемым элементом велосипеда, безусловно, является цепь. Со временем она будет растягиваться и требовать замены. Если этого не делать и продолжать кататься на изношенной цепи, сначала теряется точность переключения передач, а затем быстро стираются передние и задние звезды. В этом случае можно забыть о комфортном переключении скоростей и нормальной работе трансмиссии в целом.

Скорость износа цепи зависит не только от того, как часто катаются на велосипеде. Здесь работает множество факторов. Во-первых, ресурс определяется количеством звезд в трансмиссии: чем их больше, тем меньше живучесть цепи. Во-вторых, многое зависит от стиля катания: жидкая грязь, песок и другие атрибуты внедорожья «убивают» трансмиссию в разы быстрее. Наконец, многое зависит от качества самой цепи и того, насколько хорошо за ней следили. 

Из всего вышесказанного становится ясно, что пробег – не самая объективная характеристика, на которую следует равняться при обслуживании элементов трансмиссии. Одна и та же цепь может растянуться уже после первой тысячи км пробега или без проблем откатать 6-7 тыс. км. Поэтому куда важнее уметь самостоятельно измерять растяжение цепи. Это можно сделать двумя способами.

С помощью линейки или штангенциркуля
Отсчитываем на цепи 10 звеньев и измеряем расстояние от центра первого пина до центра последнего. В норме оно не должно превышать 127.8 мм. Если длина десяти звеньев более 128 мм – цепь растянута, и дальше будет происходить постепенный износ звезд.

Подготовка велосипеда к сезону. Технический осмотр без обращения в мастерскую

С помощью специального калибра
Контролировать износ намного проще при помощи незамысловатого устройства, которое точно показывает удлинение цепи в процентном соотношении. Ваша задача – не упустить момент, когда она растянется более чем на 0.75%.

Подготовка велосипеда к сезону. Технический осмотр без обращения в мастерскую

Пользоваться таким устройством очень просто. Смотрим маркировку, ориентируем калибр стороной 0.75 и вставляем его между звеньев. Если он не проваливается – с цепью полный порядок. В противном случае пора начинать задумываться о ее замене.

Когда цепь растянута на 1%, это говорит о ее запущенном состоянии. А если при этом калибр не просто проваливается, но и свободно «ходит» вперед-назад, скорее всего, звенья уже успели сточить передние звезды и кассету.

Проверяем износ кассеты и передних звезд

Цепь, которая отслужила ресурс и своевременно не была заменена, начинает портить звезды. Это происходит потому, что растянутые звенья не могут правильно укладываться на зубья и постепенно цепь растачивает их под свою неестественную посадку. Такой процесс происходит не быстро, но неотвратимо.

Как проявляется износ звезд?

Со временем возникает характерный лязг при вращении педалей. По мне прогрессирования проблемы, начинают плохо работать переключатели, а попытки более или менее отстроить трансмиссию оказываются бесполезными. 

При сильном износе звезд появляется самопроизвольное переключение скоростей, а в особо запущенных случаях – периодическое прокручивание педалей. Новая цепь в этом случае уже никак не исправит ситуацию. Более того, если поставить новую цепь на сточенные звезды, она растянется в 2-2.5 разы быстрее. 

Как визуально определить износ передних звезд?

Наиболее интенсивно изнашиваются звезды, которые используют чаще всего. Спереди это, как правило, средняя звезда. При сильном износе зубцы принимают форму акульего зуба, как показано на фото. Это последняя стадия жизни трансмиссии, и если вы запустили ее до такого состояния, то кроме как заменой здесь уже мало можно помочь.

Подготовка велосипеда к сезону. Технический осмотр без обращения в мастерскую

Менее серьезные изменения профиля сложно увидеть на глаз, но можно распознать по косвенным признакам. Шумный ход цепи и характерное легкое лязганье даже после смазки – один их первых симптомов. Вхолостую покрутите педали и внимательно посмотрите, как цепь проходит по передним звездам. Если в нижней точке она плохо сходит – как бы прилипает к звезде, а потом срывается – это свидетельствует о средней степени изношенности звезды. Какое-то время на ней еще можно будет ездить, но нужно внимательно следить за состоянием цепи, не допуская ее растяжения более чем на 0.75%.

Как определить износ задних звезд?

Передние звезды и кассета обычно изнашиваются одновременно. Определить износ задних звезд также можно на глаз. Сделать это во многом проще, чем спереди. Звезды кассеты никогда не изнашиваются одинаково даже у тех, кто активно задействует задний переключатель. Поэтому при внимательном рассмотрении сточенные звезды легко отличить от «здоровых». Обычно первыми стачиваются звезды среднего диапазона – их зубья становятся тоньше и принимают форму того самого акульего плавника.

Существует еще одна велосипедная хитрость, позволяющая проверить износ кассеты. Она хорошо работает при установке новой цепи. Зажимаем задний тормоз и с усилием нажимаем на педали – если звенья немного сползают вверх по задним звездам, вероятнее всего они уже изношены.

Подготовка велосипеда к сезону. Технический осмотр без обращения в мастерскую

Мы описали несложный, но эффективный алгоритм подготовки велосипеда к сезону. Это руководство поможет поддерживать байк в надлежащем техническом состоянии и снизит вероятность форс-мажоров. Все что осталось перед выездом, это почистить и смазать цепь, вытереть с нее излишек масла – и можно открывать новый велосезон.