Весенний техосмотр: подготовка велосипеда к сезону
Базовый техосмотр байка, расконсервированного после зимы, включает проверку следующих компонентов:
- натяжение спиц;
- корректность работы тормозов;
- работа переключателей скоростей и состояние тросиков;
- степень износа цепи;
- состояние рулевой колонки;
- обследование рамы и вилки на наличие трещин и других механических повреждений.
Помимо проверки состояния технических компонентов велосипеда, подготовка байка к сезону предполагает обновление смазки определенных узлов. На этих и других технических моментах остановимся более детально.
Проверка натяжения спиц
Колеса являются наиболее нагруженным техническим элементом байка, следовательно, подвергаются более быстрому износу и нуждаются в тщательном контроле. Растяжение спиц – типичная проблема многих велосипедов, которая может привести к заметному ухудшению качества наката, а в некоторых случаях и к деформациям втулочной оси.Натяжение проверяется вручную. На переднем колесе, попарно сжимая пальцами спицы, следите за тем, чтобы они были натянуты достаточно равномерно с каждой стороны, а амплитуда их прогибания при этом не превышала 5 мм.
С проверкой натяжения на заднем колесе дела обстоят иначе. Со стороны кассеты и переключателя спицы должны быть натянуты несколько сильней, нежели на противоположенной.
Важно помнить! Осуществляя подтяжку спиц с одной стороны, не забывайте ослаблять их с противоположной. В противном случае, это приведет к образованию деформаций обода, т.н. восьмерки или яйца.
Проверка педалей и состояния каретки
Проверка состояния педалей велосипеда и, при необходимости, их подтяжка – важная составляющая техосмотра, которая позволит избежать потенциальных неприятностей с началом катания. Необходимо проверить насколько педаль надежно крепится к шатуну, а шатун в свою очередь к оси каретки.Для контроля натяжения педалей вам понадобится ключ на 15. Помните, что у одной педали прямая резьба, а у другой обратная. Поэтому затягиваются они оба в одном направлении – к рулю. Для подтяжки шатунов к оси каретки вам понадобится торцевой ключ на 15 или шестигранник на 8, в зависимости от технической модификации велосипеда.
Чтобы проверить велосипедную каретку на наличие признаков износа (люфта), нужно взяться за оба шатуна руками и пошевелить их влево-вправо. Присутствие даже минимального люфта будет хорошо чувствоваться. При наличии подобных признаков лучше не затягивать со сменой каретки.
Проверка состояния тормозов
Тормоза велосипеда – важный технический узел велосипеда, во многом определяющий безопасность движения и позволяющий избегать аварийных ситуаций. Именно поэтому тщательный контроль и обслуживание тормозной системы – это одна из приоритетных задач в процессе техосмотра.Дисковые тормоза гидравлического типа. Слишком долгое торможение или «холостое» проваливание ручки – признаки некорректной работы системы. Причина проблем может скрываться в одном из узлов, которые следует проверить.
- Переборка калипера – механизма, сжимающего тормозной ротор – проверка состояния его поршней и их замена в случае необходимости. Нередко причиной некорректной работы этого узла является накапливание грязи и пыли в поршнях.
- Визуальный осмотр колодок на наличие их износа.
- Проверка гидролинии на предмет разгерметизации или завоздушивания.
Ободные тормоза типа V-брейк. Ввиду простоты конструкции, провести техосмотр таких тормозов намного проще. Необходимо оценить на глаз степень износа колодок, а также состояние ручек.
Обслуживание тросиков переключения скоростей
Техобслуживание тросиков заключается в их периодической чистке, смазке и контроле степени износа. Обеспечив их мягкое скольжение внутри защитной «рубашки», вы не только продлите эксплуатационных ресурс тросиков, но и добьетесь более точного переключения скоростей.
Чтобы вытащить рубашку из пазов-держателей на раме велосипеда необходимо:
- Скинуть цепь спереди на самую маленькую звезду, сзади – на самую большую.
- Без прокручивания педалей расслабляем тросики переключателями скоростей.
- Ослабив натяжение, легко извлекаем рубашку из пазов на раме велосипеда.
Состояние рулевой колонки
Подготавливая велосипед к новому сезону, не забудьте проверить люфт рулевой колонки. Его появление – это типичная проблема после межсезонного хранения. Для этого зажмите передний тормоз и подергайте руль на себя – от себя. Если труба вилки твердо сидит в рулевом стакане – с велосипедом все в полном порядке. При наличии люфта, необходимо затянуть шестигранником болт крышки якоря, после чего проверить степень натяжения болтов выноса руля. Характерный скрип стакана руля, а также сложности с поворотом колеса – типичные проблемы, сигнализирующие о необходимости замены компонентов рулевой колонки.Степень износа цепи
Проводя техосмотр в преддверии нового велосипедного сезона, важно проверить пригодность цепи велосипеда. Ее износ проявляется в растачивании звеньев, вследствие чего она вытягивается и плохо ложится на зубья передних звезд и задней кассеты. В среднем ресурс цепи составляет 1500-2000 км пробега. Но здесь многое зависит от интенсивности эксплуатации велосипеда, характера езды, правильности переключения скоростей.
Чтобы без лишних сложностей следить за степенью износа цепи, рекомендуют обзавестись специальным калибром – это небольшой металлический ключ, который вставляют между звеньями цепи. Как только растяжение цепи превышает допустимую норму, калибр начинает проваливаться между звеньями.
За неимением такого простого и функционального девайса контролировать состояние цепи можно при помощи обычной рулетки или линейки. Для этого нужно измерить длину 24 звеньев, взяв за отправную точку центр первой оси. Снимать цепь – не обязательно, но чтобы избежать погрешностей важно производить замер на ее верхней половине и следить за тем, чтобы она не была сильно перетянутой.
Сравните полученные результаты со следующими значениями:
- 304,8 мм – длина новой цепи;
- 304,8-306,5 мм – растяжение в пределах допустимой нормы;
- 306,5-308 мм – цепь отработала свой ресурс, отсрочка ее оперативной замены в ближайшее время вызовет истирание передних и задних звезд;
- 308 мм и более – цепь критически изношена, скорее всего, в негодность приведена и система звезд.
Определяем износ звезд
Эксплуатационный ресурс велосипедной кассеты и передних звезд составляет порядка 10-15 тыс. км пробега. Как и в случае с цепью, этот показатель во многом зависит от качества самих комплектующих, предпочитаемых стилей катания и корректности переключения скоростей. Определить степень износа можно по визуальным признакам. Отслужившую свой ресурс звезду отличает форма зубьев: они становятся более пологими и сточенными (визуальные отличия новой и отработавшей звезды отчетливо видны на фото).
Сильно изношенные элементы трансмиссии ухудшают четкость переключения скоростей. При активном педалировании цепь может начинать проскакивать или спадать со звезд, что в свою очередь делает поездки на таком велосипеде не просто некомфортными, но и довольно небезопасными.
Как правильно смазывать цепь?
- Смазывайте цепь, расположив ее на средних звездах. Такая конфигурация позволит увеличить натяжение, благодаря чему будет легче вычистить забившуюся в звенья грязь и пыль. Также в растянутом состоянии смазка проникает намного глубже.
- Цепь предварительно очищают с использование тряпки и щетки. При наличии сильных загрязнений используют специальные растворители. Мойку цепи водой желательно исключать.
- Для смазки применяют жидкие проникающие составы (например, тефлоновую смазку). От аэрозолей и густых смазок рекомендуют отказаться. Тщательно обработав все участки цепи, прокрутите педали против часовой стрелки на одной звезде без перебрасывания скоростей.
- На финальном этапе вытрите излишки масла чистой сухой тряпкой. Не переживайте, необходимое количество состава проникло вовнутрь, а вот избытки смазки на внешней поверхности цепи будут способствовать налипанию грязи
Смазывание дополнительных компонентов
Подготавливая велосипед к новому сезону, важно обновить смазку на следующих технических компонентах:- тросиках торможения и переключения скоростей;
- вилке;
- подшипниках колес;
- заднем и переднем переключателе.