добавлен к сравнению
Всего в списке 0 товаров

Товар добавлен в корзину
Итого: 0 руб.
Оформить заказ

Гибрид против MTB. Подробный разбор: чем отличаются и какой велосипед лучше?

Гибрид против MTB. Подробный разбор: чем отличаются и какой велосипед лучше?

Что бы ни говорили, в 80% случаев выбор велосипеда — это просто. Вдумчиво ответьте на вопрос, зачем он вам нужен — и дело сделано. Ну, почти. Планируете время от времени выезжать в парк и совершать небольшие прогулки, тогда ищите подходящий вариант в категории ситибайков. Хотите серьезно заняться спортом или вкручивать на равных с машинами в городском потоке — выбирайте из шоссейников. В приоритете загородные маршруты, с лесом, пересеченкой и другим бездорожьем — подумайте о всеядном MTB. Хотите выписывать трюки на рампе — это стихия BMX. Дальше все зависит только от вашего бюджета: чем дороже велосипед, тем он лучше прокачан в техническом плане (это правило работает почти всегда).

Вместе с тем, есть случаи, когда определиться с выбором велосипеда бывает непросто даже тем, кто не первый год в седле. Как правило, это касается пограничных типов велосипедов. Например, если это выбор между классическим шоссейником и эндурансом, гревелом и турингом и т. д. Сегодня мы поговорим об одной из таких пар: гибридах и маунтинбайках. По себе знаем, что разрешить эту дилемму — очень непросто, т.к. оба велосипеда имеют похожий характер, а их принципиальные различия скрыты в неочевидных на первый взгляд деталях. Поэтому делимся своими знаниями и, главное, опытом в этом вопросе.

Велосипеды гибриды: технические особенности, плюсы и минусы

Гибрид против MTB. Подробный разбор: чем отличаются и какой велосипед лучше?

Гибридные велосипеды, или просто гибриды — это категория байков, которые объединяют в себе черты классических горных велосипедов и дорожников в широком смысле (шоссейников, гревелов, турингов и др.). Стихия гибридов — асфальт, грунтовки и легкая пересеченка.

На гибридах можно развивать большую скорость, притапливая на шоссе и ровных грунтовках. Одновременно с этим они уверенно себя чувствуют на умеренно пересеченной местности, с небольшими оврагами, холмами и т. д. В то же время серьезное бездорожье и уж тем более дерт-трассы — это уже не для гибридного велосипеда. Также его  нельзя назвать 100% спортивным. Он хоть и дружит с асфальтом, но из-за особенностей посадки и отсутствия шоссерской маневренности не подходит для полноценных тренировок.

Например, Merida Crossway 20MD

Итог: гибрид — отличный вариант для повседневного катания, городских/загородных прогулок и дальноходного туризма (именно за это его больше всего ценят опытные райдеры).

Чтобы лучше понять все ездовые тонкости этого велосипеда — разберемся с его конструктивной спецификой.

Техническое досье на гибрид

Рама. За основу взята универсальная трапециевидная рама горных велосипедов, но если внимательно всмотреться в детали, в ней можно увидеть немало отличий.

Провис каретки на гибридах ощутимо больше, за счет чего центр тяжести смещен к низу — велосипед становится устойчивее, но клиренс (зазор с дорожным просветом) оказывается меньше, чем у MTB. Такая конфигурация обеспечивает преимущества на ровных дорогах, но страдает проходимость на серьезном бездорожье.

Верхняя труба рамы у гибридов несколько короче, нежели у маунтинбайков — это обеспечивает своеобразную «полугоризонтальную» посадку: «уже не горный велосипед, но еще и не классический шоссейник».

Задние перья — немного растянуты, за счет чего получаем колесную базу, по длине почти дотягивающую до MTB. Отсюда имеем стабильность и устойчивость, но при этом довольно высокую резкость в управлении и маневренность. Это сразу чувствуется, если пересесть на гибрид с MTB.

Версии гибридов с женской рамой также пользуются большой популярностью.

Гибрид против MTB. Подробный разбор: чем отличаются и какой велосипед лучше?

Колеса. Большие колеса 28″ — визитная карточка и неизменный атрибут гибридов. Здесь подавляющий процент производителей проявляет постоянство: никаких колес 27,5” или найнеровских 29”. Резина на гибридах не слишком широкая (30-40 мм), а протектор — неагрессивный. В качестве компромиссного варианта покрышек на гибриды ставят полуслики с довольно зубастыми грунтозацепами по бокам. Обода — усиленные: двойные или тройные.

С такой конфигурацией колеса велосипедист получает отличный накат на асфальте и не тратит лишние силы на вкрутку там, где этого не нужно, как в случае с шипованной горной резиной. Как результат, дальние дистанции, с преобладанием асфальта и грунтовок, даются гораздо легче. При этом можно не бояться съехать с накатанных дорог на пересеченку и начать проклинать все на свете.

Трансмиссия. Естественно, она многоскоростная, но в отличие от горных велосипедов смещена в сторону более скоростных передач. Задняя кассета не может похвастаться таким широким диапазоном скоростей, как у MTB. При этом передние звезды имеют немного большее передаточное число. В целом характер трансмиссии рассчитан на то, чтобы притапливать на шоссе и ровных грунтовках. В то же время передаточных чисел будет вполне хватать для комфортного вкручивания на подъемах.  В остальном трансмиссионный обвес гибридов полностью повторяет оснастку горных велосипедов: те же передние и задние переключатели, моноблоки и т. д.

Вилка. Короткоходная амортизационная вилка — еще один характерный элемент, по которому гибрид легко отличить от велосипедов горного и дорожного семейства. У гибридов ее ход в среднем составляет 60 мм: достаточно, чтобы не страдать на бездорожье и при этом не терять накат на шоссе или хорошей грунтовке. В плане удобства гибриды часто апгрейдят амортизационным подседельным штырем или мягкой туринговой сидушкой.

Для любителей требовать много от байков сразу скажем, 90% всего среднебюджетного сегмента гибридов оснащают, мягко говоря, не самыми выдающимися по характеристикам вилками. Поэтому, если у вас высокие запросы по этой части, будьте готовы к тому, что с вилкой придется что-то придумывать самому.

Руль и вынос. Еще одна характерная особенность гибрида, благодаря которой его несложно отличить от шоссейников, гревелов и эндурансов — это прямой МТБшный руль. В 9 из 10 случаев на гибридах вы встретите именно его: сугубо ровный или типа «райзер». Для дальних покатушек многие велосипедисты используют рули-бабочки, но их редко встретишь в базовой комплектации — обычно их ставят самостоятельно.

Вынос чаще всего делают с опцией регулировки по высоте, чтобы райдер имел возможность подстроить руль под себя, скорректировав таким образом удобство посадки. Эту фишку очень ценят любители дальноходного туризма. Но в то же время регулируемый вынос — это палка о двух концах: с одной стороны мы имеем комфорт и удобство посадки, с другой — большую уязвимость в плане поломок из-за дополнительных подвижных узлов.

Тормоза. Еще несколько лет назад обязательным атрибутом гибрида были дисковые тормоза (гидравлика или механика). Если посмотреть на топовые модели 2019-2020 годов можно увидеть интересную закономерность: немалая часть флагманов, оснащена тормозами типа V-brake. В какой-то степени это логично: при всех достоинствах и техническом совершенстве дисковых тормозов, старые-добрые «клещи» в большей степени соответствуют философии дальнеходного велотуризма.

Вибрейки легче привести в порядок в полевых условиях, благодаря их незамысловатой конструкции. Они не боятся налипания большого количества грязи, и с меньшими последствиями переживают неудачные падения. В отличие от погнувшегося диска, клещи не заблокируют колесо и не поставят точку в путешествии.

Последняя, на первый взгляд очень невзрачная, но предельно важная особенность гибридов, — множество всевозможных креплений (винтовых отверстий): под передний/задний багажник (!), дополнительный флягодержатель, насос и др. Может показаться мелочью, но на практике без этого даже однодневный велопоход превратится в непростое испытание.

Технические особенности маунтинбайков. Коротко

Мы не будем очень подробно останавливаться на конструктивной специфике горных велосипедов. Во-первых, их самые важные особенности бегло рассмотрены в рамках сравнения с гибридами. Во-вторых, на нашем сайте уже есть отдельный материал, посвященный детальному разбору маунтинбайков. Тем не менее, вкратце повторим самое главное:

Горные велосипеды делят на две большие группы: хардтейлы и двухподвесы. У первых жесткая рама и амортизирована только вилка. У двухподвесов — не только мягкая вилка, но и подрессоренная вся подвеска. В контексте нашего разговора мы рассматриваем лишь хардтейлы: именно их, а не двухподвесы, уместнее всего сравнивать с гибридами.


Полноформатные горные велосипеды комплектуются колесами разной размерности: 26 / 27,5 / 29 дюймов. Разница между 26″ и 27,5″ есть, но не столь значительная, а вот велосипеды с 29-ми колесами ведут себя уже совершенно по-другому. Их по праву выделяют в отдельный класс горных велосипедов — найнеры.Основной процент неспециализированных МТВ  комплектуют вилкой с длиной хода 80-100 мм. Есть велосипеды под ход 120 мм и более. 

  • Гибрид против MTB. Подробный разбор: чем отличаются и какой велосипед лучше?

    Трансмиссия — многоскоростная. В среднем диапазон скоростей маунтинбайка от 18 до 28. Передние звезды с немного меньшим передаточным числом, чем у гибридов.

  • Тормоза — дисковые. Чаще это гидравлика, нежели  механика. Качественные V-brake (не путать с кантилеверными тормозами) на маунтинбайках среднего и профессионального класса почти не встречаются.

  • Покрышки — широкие (60-75 мм) с агрессивным всепроходимым протектором.

  • Дорожный просвет увеличен за счет высоко поднятого кареточного узла.

Это ключевой набор факторов, обеспечивающих всепроходимый характер МТВ. Резкие спуски вниз, крутые подъемы вверх, трассы с корнями, гравием и т. д., — все это МТБшная стихия. Если прибегать к аналогиям с автомобилями, гибриды уместнее всего сравнивать с паркетниками, в то время  как MTB — это уже полноценный внедорожник 4х4 без каких-либо компромиссов.

Найнер как компромиссный вариант

Если вы в равной степени увлекаетесь кросс-кантри, ездой по городу и велопоходами, при этом вам действительно принципиальны нюансы — накат, проходимость, посадка — логичнее всего обзавестись сразу несколькими велосипедами. Понимаем, одновременно иметь даже пару хороших байков — может позволить себе далеко не каждый. В этом случае, пожалуй, остается единственный компромисс — найнер + сменный комплект 28-х колес. По ширине лучше не более 40 мм, а вот слики или полуслики — это уже дело индивидуальное.

Учитываем тот факт, что по навесному оборудованию гибрид и найнер одной ценовой категории вполне сопоставимы. Ставим узкие не очень зубастые колеса, блокируем вилку или играемся с настройкой компрессии — и найнер на 85% прокачан до характеристик гибрида. Особо требовательные велосипедисты могут заменить вынос руля на регулируемый, чтобы иметь возможность незначительно корректировать посадку. А уж совсем педанты — поставить звезды с большим количеством зубьев, чтобы мощнее вкручивать на прямых участках. В этом случае — имеем почти чистокровный гибрид.

Гибрид против MTB. Подробный разбор: чем отличаются и какой велосипед лучше?

 Проапгрейдить велосипед в обратном направлении — сделать из гибрида MTB — по понятным причинам не получится. И дело не только в колесах. Если поставить на дорожник вилку с большим ходом — задерется каретка и испортится угол рулевой колонки. Это не только будет выглядеть весьма нелепо, но и отразится на посадке, управляемости, эффективности педалирования.